Великий Пост - это 7 недель строгости, святости, воздержания. Начинается он по окончании масленичной недели. Как сказал Иоанн Златоуст: "Истинный Пост - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров". В Великий Пост не употребляли в пищу мясные, молочные продукты, яйца. Рыбу употребляли только в некоторые дни. В субботы и в воскресения можно было в пищу использовать растительное масло. Также нельзя петь, веселиться и развлекаться. В Чистый понедельник первой недели очищаются от последствий масленицы. Люди занимались кулачным боем для "выбивания" блинов из себя. А потом мылись в бане. Таким образом, на Руси готовились к Великому Посту. В некоторых местностях чистили и убирали в домах. В это время проводились большие торги всеми продуктами, которые потреблялись во время поста. Проводились и большие торги певчими птицами, собаками, организовывали выставки говорящих скворцов и умных собак. Четвертая неделя Поста - серединная. Называлась Средокрестной или Крестопоклонной. В среду пекли печенье, похожее на крест, соху, косу, борону. В каждый крест закладывалось перышко, чтобы "куры велись" или зернышки ржи, чтобы "хлеб уродился", а иногда и человеческий волос - чтобы "голове легче было". Это печенье хранили и, когда начинался сев, брали с собой. Использовали кресты и для гаданья. Тогда в них добавляли кусочек угля, монетку, зернышко и др. Кому, что попадало, у того так и будет в жизни: уголек принесет печаль, монетка - богатство, зернышко - хороший урожай, чаинка - нечаянное изменение в жизни. В среду ребятишки ходили по улице и пели обрядовые песни:
"Тетушка Анна, Садись на окошко, В осиново лукошко. Чем хошь поливай, Только крест подавай! Кто не даст креста - Упадет изба!"
За это их угощали крестами и пирогами. Пятая неделя Великого Поста называется Похвальной. В субботу в церкви читается Похвала. На Похвалу сорока начинает класть яйца. Шестая неделя - Вербная. Основные обряды, действия проходят в воскресенье, которое называется Вербным. Верба - растение, наделенное особой силой. В это воскресенье в хлебцы запекали шишечки вербы и скармливали скотине. В поле выгоняли первый раз стадо - тоже вербочкой. Ветки, освященные в церкви, прятали, а потом когда летом шел град, выбрасывали их для прекращения. Считалось также, что вербочка может остановить пожар, не допустить падеж скота, сберегает скот, посевы. А у людей прогоняет робость и трусость. Много связано с вербой и примет:
"Если верба хорошо цветет, пашня будет удачной". "На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут".
Последняя неделя Великого Поста - Страстная. Четверг на Страстной неделе называется Великим Четвергом. С ним связано много поверий, примет и действий. "В Великий Четверг мороз - так и под кустом овес". В этот день варили овсяный кисель, выносили на улицу и кричали: "Мороз, мороз, не морозь наш овес! Киселя поешь, нас потешь!" На улицах крестьяне разыгрывали полевые работы, считая, что это улучшит урожай. Мальчики с раннего утра бегали с колокольчиками вокруг деревни "чтобы скотина прямо с пастбища ходила домой" Очищали дом, огород от нечисти. Можжевельником окуривали все помещения. В Великий Четверг люди окунались в воду на реке, даже если на ней был лед. В доме проводили генеральную уборку, украшали, стелили красивые половички, весили нарядные шторы, вышитые полотенца. Обязательно и сами мылись в бане. Соль заворачивали в тряпочку и держали в печи. Считали, что так соль очищается от всего плохого. Потом ее использовали, как лечебное средство для людей и скота целый год. Суббота на Страстной неделе - Великая Красильная. В нее красят яйца. Они были настоящими шедеврами. А чем же питались русичи? В Пост на стол выставляли пареную репу, гороховый кисель, сусло с вишней, пироги - морковник, репник, луковник, свекольник, блины, шанежки. Ели орехи, изюм, пряники. Варили повалиху (заваривали муку в кипятке в соотношении 1:1).
|